"Командор всегда прав" или Веселые деньки.

23-26 марта 2001 г.

Вот сижу я и вспоминаю надпись на обложке первого номера непериодического издания подросткового клуба "ВЕРШИНА" от 18.03.20001. А надпись там простая, внизу крупными буквами написано : "ЮРМА ЗОВЕТ!".

Ну да ладно сейчас не об этом, а как говорил дед Ульянов - "В поход, в поход и еще раз в поход!!! " Ну, в общем, Лена уговорила написать статью в газету и вот сейчас чистый и красивый я сижу за своим письменным столом и начинаю рассказ о последнем зимнем походе - Ицыл 2001 (23.03-26.2001).

Смотрю я на карту и мысленно прокладываю маршрут по которому мы (мы это две группы состоящие из девяти человек каждая) прошли. Вспоминаю о веселых случаях и не веселых, но что ж поделать, и они были. Нет хода без добра.

Ну, так вот, дорогой читатель, советую тебе на этом и закончить чтение этого рассказа, либо поклясться себе в верности и осилить его до последней точки.

Буду с тобой откровенен(от слова кровь и куски мяса разбросанные по уровням Кваки), этого похода я ждал очень долго, примерно дня 4-5, и дождался.

(напевно, словами старой солдатской песни)
Солнечным ранним утречком, провожал я себя!!!

Кстати утро было на самом деле раннее 6:00 и на самом деле солнечное. Напевая что то себе под нос я решил пойти слегка искаженной тропой в сторону клуба "ВЕРШИНА". Выруливая из дворика и глядя прямо на магазин "Огонек" я заметил два странных и очень знакомых силуэта, один из которых тащил рюкзак (я еще подумал ух-ты туристы), а второй две пары лыж и рюкзак.

Ускорив свой шаг до бега нагнал Бориса и Лизу Найденовых. Борис - опытный турист. Тут же вручил торжественно одну пару лыж мне. Типа делись с ближним своим. Так под веселый разговор мы и оказались в клубе.

В это время, там (в клубе) уже собрались некоторые дети и взрослые и мы весело продолжали сборы (последние). Тех кто были готовы Лена попросила выйти на улицу и ждать автобус. Я не торопясь переоделся, проверил снарягу и тоже рванул на улицу, где нас уже ждал автобус.

Народ из группы №1 толпился у клуба, а наш Командор Сергей Шкулев (СШ) принял решение погрузиться в автобус и ожидать там прихода остальных.

Те, кто уже залезли в автобус, поскидывали рюкзаки и положили лыжи на пол, в проход. Но тут в автобусе появился Борис и показал, как правильно надо транспортировать лыжи (да дурной пример заразителен, но это на мой взгляд правильный пример). Усевшись на самое лучшее, на мой взгляд, место, я начал мирно ожидать прихода остальных, напевая старинную песню: "Мы часто, часто спорили с тобой".

Прошло время, у дверей автобуса появились знакомые лица группы №1, которая залезла в автобус и проделала тот же трюк с лыжами (ха, как я и говорил дурной пример…). Командоры пересчитали свои группы и, сложив в столбик 9+9, получили странное число 18, после чего автобус двинулся в сторону поселка Тыелга - промежуточной точке нашего не побоюсь этого слова путешествия.

Как это не странно, но мое лучшее место поделили со мной еще два человека, это уже известный вам Командор группы №2 и Анна Лисицина. С которой в последствии завязался интересный разговор, ответ на который я узнал только на третий день путешествия.

В автобусе мы пели песни под гитару и дикий баритон двигателя, мы ведь сидели почти на нем.

И вот мы в поселке Тыелга (И надолго прощай мой родимый СнежИнск) повылезали из автобуса и составили рюкзаки в кучу.

Автобус тронулся, а я не нашел своих перчаток (гы-ыгы-гы), свистнул, о чудо, автобус остановился (о как мне повезло), я побежал к нему, но там перчаток не оказалось. Увы. Но на всякий случай я проверил свой рюкзачок (120 литров). Его было не сложно узнать, там с правого боку торчала лавинная лопатка. Я пригляделся и обнаружил свои перчатки.

Пройдя пешком метров 100, мы начали вставать на лыжи. О, что это было, для человека в первый раз застёгивает ВЕКовские крепления - это чересчур. В общем, с этого момента я и начал набираться опыта по лыжному туризму. На первый перевал я забрался довольно просто (ха, я ведь и слона замотать могу 105-ым приемом карате). После чего, на дистанции 500 метров, я отлично освоил технику торможения падением (о бедный мой бок и …). Дальше было проще, пошла более или менее ровная дорога, потом солнце стало совсем хорошо светить, начался подлип, будь он не ладен. Мы веселой толпой сняли лыжи и пошли пешком. Снег налипал даже на бахилы.

Так вот понемногу помаленьку, весело, говоря ни о чем, мы (это я и СШ), перемахнули через первый перевал и, остановившись около насквозь замерзшей речки, на проталине, стали дожидаться остальных 16 человек.

Нет, ну бывает же в жизни такое, ты только представь дорогой читатель - дождались.

Поняв, что для обеда здесь нет ничего подходящего, мы начали снова собираться и тут произошел несчастный случай. Я, надевая на себя рюкзак, ударил, нет больно ударил, Главного Командора - Лену по голове лавинной лопаткой. Но как оказалось все не так уж и плохо, она (Командор) упала лицом, куда бы вы думали - в снег. Тут я не на шутку перепугался, подумал, что вот бедняга мучится, потянулся было за снегом, как вдруг Командор встала на ноги и говорит голосом таким:
-Кто меня лыжами ударил?!
Я в ответ:
- Ударил я, но не лыжами, а лавинной лопаткой.

Потом я извинился. Ох. Да без комментариев.

И веселой походкой мы пошли дальше. Долго ли коротко ли шли туристы, как вдруг Командор №2 говорит: -Тут обедать будем!!! Пророком он оказался, тут и отобедали.

На обеде все весело шутили. Я занимался ничем, СМИТ строил снеговика, Алексей Рудь сверялся с картой, кто-то ходил ломал палки для костра, кто-то готовил обед, Миша Канов лавинной лопаткой откапывал место для костра.

А вот Бориса Найденова все не было и не было. Где он?

И вот вода закипела, доваривался борщ, искусно приготовленный Олей Серковой еще дома. На горизонте появился Борис, как всегда вовремя. Да про зайчиков, читатель, а ты знаешь какова длина то тебя до линии горизонта? (в целях само развития)

Отобедав, сказав дежурным :"Cпасибо!!! " и вспомнив какого-то Славу Командору, продолжили свой путь дальше к перевалу через хребет Ицыл, границе Европы-Азии.

Преодолев перевал, о боги, даже не отдав ему никакой чести, мы двинулись дальше.

Ох, и увалили же эти горе туристы с перевала, пришлось даже возвращаться, но ничего в следующий раз умнее будут. А я ведь не сдержался, сказал что думаю о этих горе туристах в полосатых купальниках.

Немного погодя подошел штурман и пробормотав что-то странное велел подняться и идти обратно вверх к перевалу.

Поднявшись немного вверх, мы разбили лагерь, как он долго сопротивлялся, но мы оказались сильнее и слаженнее и вот, варится на костре ужин, в палатке разгораются в печке дрова. Довольные и усталые, я и Алена Лежнева варим макароны с сардельками под чутким присмотром лучшего в радиусе 100 км, знакомого мне, эксперта СШ по макаронам.
- Готово!!! Слышатся слова откуда-то сверху.
Ух, и много же в лесу снега - примерно метра 1.5.

Вытаскиваем котлы из костровой ямы и несем их в палатку, где уже было тепло и сухо. Вот красота то где!!!

Поужинав, обговорив планы на следующий день, СШ пошел в палатку к Командору группы №1, он же Главный Командор, он же К2, он же Елена Леонидовна Морозова.

Мы начали петь песни под аккомпанемент АВР, так прошло примерно 20 минут. Как вдруг, лаз палатки распахивается и в нем появляется голова К2, потом плечи, туловище и ноги.

Он (К2), заявляет (на всю палатку): "Лагерь стационарный, два дня делаем радиальные выходы!"

Хе-ехе-хе-хе, мне это понравилось с первого раза.

Потом была ночь, я даже спал лежа на спальнике.

24.03.2001. Утор 5:00, я поднялся и пошел дежурить. Ну и гадкая это работа быть дежурным, костер разводить, мыть котлы, снег в воду перегнать, второго дежурного поднять завтрак приготовить, заменить лыжи на которых была растянута палатка на палки, спящих поднять, каши им раздать и самому поесть. Ну, а котлы потом мыл Женя Машковский, самый молодой в нашей группе.(Хе-хе)

Начали подъем на Ицыл, ох ну и классная же это штука уральский лес, то на стволы упавших деревьев залазишь, то под ними подлезаешь, но продолжаешь идти за штурманом.

На вершине Ицыла

И вот через 90-120 минут мы на вершине, фото с флагом (Ехе-хе!!! ). Перекус. Масса незабываемых ачучений и обратно в лагерь. С горки. Тут то мне и пригодился весь накопленный за день до этого опыт. Так с ветерком мы скатились вниз до самого базового лагеря.

В лагере был обед и подготовка дров на два дня.

У костра суетились дежурные, я и К2 пилили дрова, Маша Вяткина и Алена Лежнева пошли кататься на лыжах, Женя Машковский и Костя Закаляпин периодически заменяли лесорубов но дела у них не клеились.

Потом К2 отправил ребят и девчат строить Иглу в помощь группе №1.

Сам, взяв в охапку меня, предложил пилить дрова.

Далее был вечер, ужин песни, пришел Миша Канов и перепугал всех детей на счет вылазки на Дальний Таганай, и начал травить истории о том как он в молодости занимался туризмом. Интересные были истории и в чем-то даже поучительные.

Ночь тоже была теплой, сам по началу топил печь (не утонула), потом за дело принялся К2 и тоже не смог утопить печку.

25.03.2001. Утором К2 приготовил кашу-малашу (манную), позавтракали, вылезли из палатки. Начали сборы для похода на Дальний Таганай.

Собралась группа из 10 человек (самых незапугиваемых): Микуров В. (я), Шкулев С., Морозова Е., Рудь А, Канов М., Заколяпин К., Тисленко К., Бурляй В., Щеголев А., Кожевников А.

Так вот шли помаленьку, по снегу и оказались на берегу реки Киалим. Устроили привал и вдоль русла двинулись к цели.

Второй привал был на каменной реке около таблички со странной надписью, хотите узнать какой приходите к нам в клуб "Вершина" и вам все покажут на видео.

Устроили короткий перекус и двинулись дальше. У подножия Дальнего (1112м.) К2 сказал, что плохо себя чувствует, и я и К2 отправились в лагерь через Киалимский Кардон.

Снег начал подлипать когда мы вышли к дороге. Весело уже без лыж мы пошагали 6 км.

А вот тут самое интересное, когда-то давным-давно 6-8 октября 2000 года "Вершина " ходила в пеший поход на Ицыл и взяли с собой ребят из СБР.

Ну так вот, позвала меня мама природа, а я человек простой меня помани я и пойду. По моим следам СШ - чап-чап.

Слышу: "Я штаны нашел!!! ", ну и вспомнил свое криминальное прошлое, он в одной из своих прошлых жизней карманником работал, при короле Артуре, по-моему, и давай по карманам шарить. Там корочки с гравировкой КПСС бережно заклеенные кусочком белой бумажки с надписью (ручкой шариковой) СБР. Вот. И рожа такая знакомая.

Ну, пришли мы в лагерь и давай радоваться, ой то есть хвастаться. Да. Пришли мы так удачно в лагере обед почти готов. Вовремя так сказать.

Пообедали. Сергею Ш. Борис сделал массаж да такой хороший, что он чуть не съел свой спальник, а то, что не съел слюной забрызгал. Шутка. Обмотал его шалью и спать положил. А у меня начались часы ожидания и разговор с Борисом о походах, о лыжах.

Потом мы поставили топиться снег, и к тому времени, как вода закипела пришла группа из 8-ми человек. Довольные и усталые. :-)

Приготовили ужин (причем передача СМАК и все её рецепты просто казались ничем по с равнению с приготовленным Борей). 9-ти литровый котел смели не заметив. Во проглоты.

После ужина были песни, гости, ночь, утро. Сборы и обратный путь домой. (даже говорить об этом не охота)

Поднявшись на перевал начался отличнейший спуск. Прелесть просто. За три часа на лыжах мы проделали путь который прошли за шесть часов пешком. Пока обе группы готовили обед, набирались сил перед подъёмом на последнюю гору Тыелга, я уже там побывал 8-). Спустился, пообедал и остался внизу когда обе группы пошли на покорение горы. Дождавшись прихода всех, мы выдвинулись в сторону поселка, где нас уже ждал автобус.